Сетевой эффект: от преимуществ пользователей до рисков монополии

10.01.2022

Множество экономических терминов и понятий, сформулированных экономистами, употребляются не только в экономических исследованиях, а некоторые и вовсе уже живут своей жизнью – в заголовках СМИ, речах политиков и даже мемах. В рубрике «GURU.Словарь» мы разбираемся, как появились и что на самом деле означают важнейшие понятия современной экономики.

Анастасия Небольсина

 

Почему крупных социальных сетей не так много? Ответ, как ни странно, заключается в том, что они крупные. Спецификой социальной сети является то, что спрос на нее формируется исходя из того, сколько людей ее уже используют. Это и называется сетевым эффектом или эффектом масштаба на стороне спроса. Однако он релевантен не только для соцсетей, но и для других ситуаций. В этой заметке мы рассмотрим механизм, стоящий за сетевым эффектом, примеры, которые можно анализировать с его помощью, а также поговорим, почему он может приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

При наличии сетевого эффекта мы можем выделить два последствия добавления нового пользователя: увеличение полезности для текущих пользователей и стимулирование тех, кто еще не пользуется продуктом, присоединиться. Например, если ваш друг зарегистрировался на Facebook, друзья, которые имеют там аккаунты, выигрывают от возможности общения с ним, но и если у вас нет аккаунта, то теперь вы больше хотите его завести. Экономическая теория, посвященная сетевому эффекту, берет свое начало в конце XX века, когда появляются первые математические модели, описывающие этот эффект. Новый прорыв в этой теории произошел между 2000 и 2003 гг., когда было показано, что сетевой эффект при определенных обстоятельствах позволяет одной из групп получать благо бесплатно, что мы и наблюдаем, пользуясь бесплатно социальными сетями. 

Привлекательность продукта в зависимости от числа людей, которые его уже используют – свойство не только социальных сетей. Для них это свойство проистекает из их природы: контент генерируется самими пользователями, а одной из центральных функций социальной сети является поддержание общения между людьми. Другим примером того, где возникает сетевой эффект, может быть операционная система. Те, кто пользуются MacOS или Windows выигрывают, если больше людей используют эти системы из-за совместимости программ и файлов, это упрощает взаимодействие.

Сетевой эффект приводит к тому, что продукты, которые им характеризуются, производятся небольшим количеством фирм, потому что существование маленьких сетей обречено на провал, ведь пользователи захотят концентрироваться в крупных сетях, поскольку их полезность от роста числа участников увеличивается. Из-за этого мы наблюдаем сокращение разнообразия. Однако это приводит к тому, что крупные сервисы активно развиваются, чтобы привлекать новых клиентов. Примерами могут быть стриминговые платформы (Spotify), файлообменники (Dropbox) и мессенджеры (WhatsApp, Viber и другие). Тем не менее, возникает более негативный эффект: новые сервисы «умирают» достаточно быстро, если на рынке уже есть доминирующий игрок, что может приводить к возникновению ситуации, близкой к монопольной.