Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Недавний чемпионат мира по футболу в Катаре смотрели миллиарды зрителей. Даже если вы не футбольный фанат, вряд ли это мероприятие прошло мимо вас и, скорее всего, вы знаете, кто выиграл. И хотя в финале сошлись ведущие сборные, этот чемпионат принес множество сенсаций – гранды футбола вылетали из борьбы за главный трофей, уступая куда менее титулованным соперникам. Что порадовало зрителей – ведь сенсация всегда ярче предсказуемого результата. Обеспечить такую непредсказуемость – отчасти экономическая задача. И решается она с помощью набора инструментов, в том числе конкурентного баланса. Об этом ключевом понятии экономики спорта новый выпуск «GURU.Словаря».
Анастасия Небольсина
Конкурентный баланс определяет, насколько равные команды соревнуются. Например, спортивные лиги, в которых собраны очень разные по силе команды, отличаются низким конкурентным балансом. Измеряют его по разбросу результатов матчей лиги и оценивают на трех уровнях: распределение побед среди команд во время сезона, стабильность выступлений и концентрация призовых.
Смежное, но не эквивалентное понятие – гипотеза неопределенности результата: матча, сезона или лиги в целом. Согласно этой гипотезе, чем выше предсказуемость результата (например, матча), тем ниже интерес болельщиков, что снижает просмотры трансляций и посещаемость стадионов. А с ними падают доходы организаторов лиг и владельцев клубов. Поэтому профессор Чикагского университета Саймон Ротенберг, который и ввел в оборот термин «конкурентный баланс», характеризует спортивные лиги как индустрии, где все фирмы должны быть примерно равными во имя всеобщего процветания. В то время как обычно фирмы, наоборот, хотят отличаться друг от друга, чтобы обладать рыночной властью и тем самым увеличивать свою прибыль.
Стремление достичь конкурентного баланса объясняет существование многих правил, установленных организаторами спортивных лиг. Например, часто организаторы лиг ограничивают предельную зарплату спортсменов, чтобы сблизить возможности богатых и менее обеспеченных клубов.
Еще один способ – финансовые правила, которые направлены на уравнение прибылей и, следовательно, возможностей команд (например, распределение между командами выручки от трансляций). А в НФЛ (Национальная футбольная лига в США) слабые команды получают преимущество в выборе игроков на новый сезон, что позволяет им улучшить состав и приблизиться к ведущим командам.
Но не всегда такие меры приводят к желаемому результату. Так, потолок зарплат в теории должен был снизить имущественное неравенство, позволив бедным командам конкурировать с богатыми. На практике же, например в НБА, большие клубы пользовались исключениями из правил и тем самым сохраняли свое преимущество (о недостатках системы финансового фейр-плей говорилось в подкасте РЭШ «Экономика на слух»).
Немецкие экономисты Тим Павловски и Оливер Буджински предлагают анализ конкурентного баланса с поведенческой перспективы, подразумевая, что восприятие людей отличается от объективного. Они выделяют три эффекта, влияющих на то, как зрители воспринимают конкурентный баланс:
- эффект фрейминга (framing effect) – это когнитивное искажение, из-за которого подача информации влияет на ее восприятие и принятие решений. В частности, конкурентный баланс команд воспринимается относительно прошлого уровня. Например, если в лиге конкуренция слабая, то ее усиление будет создавать ощущение, что конкурентный баланс теперь на высоком уровне. На примере трех сезонов футбольных лиг Германии, Дании и Нидерландов авторы подтверждают присутствие этого эффекта. Из-за того что конкурентный баланс в Дании снижался сильнее, чем в двух других странах, эта лига казалась зрителям менее конкурентной, хотя и демонстрировала наилучший баланс с объективной точки зрения;
- пороговый эффект (threshold effect). Существует точка насыщения тем или иным благом, после которой его полезность особо не растет. Так происходит и с конкурентным балансом: зрители удовлетворены, когда поддерживается определенный уровень конкуренции, но это не значит, что все команды должны быть абсолютно равными. Проблема, разумеется, состоит в поиске этого оптимального уровня;
- эффект уровня внимания (attention level effect). Эта гипотеза состоит в том, что воспринимаемый конкурентный баланс зависит не только от мест команд в лиге, но и от отдельных состязаний – за чемпионство или право остаться в лиге. Например, из-за того что в Дании борьба за чемпионство недостаточно сбалансирована, снижается воспринимаемый баланс всей лиги.
Разумеется, конкурентный баланс не ключевой фактор, определяющий внимание к матчу или турниру. Исследования показывают, что, например, качество стадионов или участие звездных спортсменов лучше предсказывает посещаемость как минимум Главной бейсбольной лиги США, а наличие звездного игрока в команде само по себе создает дисбаланс сил. К тому же существуют лиги, где есть лишь несколько фаворитов, которые в основном борются за титул чемпиона, как, например, происходит в футбольной Ла Лиге в Испании, где доминируют «Барселона» и «Реал Мадрид», однако нельзя сказать, что болельщикам не интересно следить за матчами этой лиги: несмотря на то что лига в целом не сбалансирована, конкуренция между фаворитами сохраняется. Тем не менее усилия, направленные на поддержание конкурентного баланса могут повышать интерес зрителей к играм, делая относительно слабые команды более конкурентоспособными.