Цвет экономики, который всегда будет в моде

04.11.2022

Музыка, кино, литература, живопись, мода, шоу играют огромную роль в нашей жизни. Но задумывались ли вы об их роли в экономике? Почему правительства инвестируют в развитие музеев, галерей, арт-пространств, концертных залов и окупаются ли эти инвестиции, если измерить отдачу в процентах ВВП? На эти вопросы мы ответим в новом выпуске «GURU.Словаря», где речь пойдет об оранжевой экономике. 

 

Анастасия Небольсина

Оранжевой, или креативной, экономикой называют творческие сферы деятельности, где идеи трансформируются в культурные блага и услуги, т. е. «сырьем» выступают талант и креативность. Считается, что оранжевый ассоциируется с креативностью и поиском идентичности. В западных традициях это цвет развлечений: например, цвет Хэллоуина – оранжевый, Бахус носит оранжевые одеяния. В конфуцианстве это цвет перемен, в оранжевых облачениях ходят буддийские монахи. 

Эти секторы уже играют большую роль в экономике. Они создают 3% мирового ВВП и обеспечивают 1% занятости, а в развитых странах – около 7% занятости и около 5% и более ВВП. Автоматизация не лишает занятых в этих индустриях работы. Роботы могут управлять машинами и станками, вести бухгалтерию, торговать ценными бумагами на рынке, анализировать законы и начинают вести простые судебные процессы. Но даже теперь алгоритмы не могут сами создавать нематериальные активы компаний, например дизайн и бренды, которые могут быть дороже материальных активов. Например, бренд Coca-Cola стоит больше, чем фургоны компании и запасы сахара. Поэтому при нынешнем технологическом развитии самыми важными навыками становятся умение решать нестандартные задачи и креативность. 

Оранжевая экономика может стать основой долгосрочного и устойчивого развития. Творческая деятельность опирается на интеллектуальные способности, такие как креативность, опыт и артистизм, а не натуральные ресурсы, которые истощаются. 

Как способствовать развитию оранжевой экономики (задача, особенно актуальная для развивающихся стран)? Во-первых, необходимо взращивать человеческий капитал. Нужно уделять внимание развитию талантов, предпринимательским способностям, навыкам, необходимым в таких индустриях. Ярким примером может стать опыт образовательной системы Южной Кореи, где очень большое внимание уделяется развитию некогнитивных навыков. 15-летние школьники в Корее могут предлагать самые креативные решения задач, как показывают исследования PISA. Тем не менее эта система тоже несовершенна и связана с высокими финансовыми издержками, а для учащихся столь интенсивные программы оборачиваются психологическим стрессом, и сейчас политики пытаются модернизировать систему приема в университеты так, чтобы искать таланты не только по академическим оценкам.

Во-вторых, необходимо финансирование. Многие стартапы создаются за счет грантов. И это опять же особенно важно для бедных стран. Например, различные фонды поддерживают в Африке стартапы в сферах музыки, кино, моды, туризма и др. 

В-третьих, нужно помогать выйти на рынок тем, кто только начинает выстраивать свой бренд. В этом помогают международные фестивали и ярмарки, где предприниматели встречают международных и локальных покупателей. 

Четвертый фактор – создание пространств и кластеров, где предприниматели могли бы реализовывать свои идеи, знакомиться с единомышленниками и развивать проекты. 

Наконец, важную роль в развитии креативных индустрий играют цифровые технологии – онлайн-платформы и онлайн-медиа усиливают взаимодействие людей, а также создают площадки для монетизации культурного блага или услуги. Например, стриминг музыки не был бы возможен без интернета и смартфона. 

Развиваются ли креативные индустрии в России? В целом да, но они уступают странам-лидерам. Например, в Италии, Великобритании и Австралии доля креативных индустрий в ВВП составляет 6,1, 5,8 и 5,7%, в то время как в России – только 2,4%. Директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Высшей школы экономики Михаил Гершман связывает отставание развития российской оранжевой экономики с общей экономической стагнацией страны. 

Тем не менее численность занятых в этой сфере, а также представителей креативных профессий в других отраслях растет: с 2017 до 2019 г. с 4,2 млн до 4,9 млн человек. Но они очень неравномерно распределены по стране: почти 25% – трудятся в Москве. Если говорить про профессии, то около 75% этих работников занято в сфере моды, музыки, исполнительского искусства, издательской отрасли. Наибольший рост добавленной стоимости (он же экономический рост) пришелся на IT-сектор, рекламу и игры.