Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Когда вы слышите слово «аукцион», наверное, часто вам приходят на ум аукционы по продаже картин и стук молоточка с объявлением «Продано!». Однако аукционы широко применяются и для продажи других товаров. Множество экономических исследований посвящено тому, как правильно организовать аукцион в той или иной ситуации.
Анастасия Небольсина
Аукцион – продажа товара, при которой покупатели делают ставки, а продавец согласно определенному правилу определяет победителя и передает ему товар в обмен на выплату ставки. Аукционы используются для продажи самых разных товаров – от произведений искусства до кофе и цветов, а также применяются при распределении радиочастот, квот на выбросы, размещении рекламы в интернете. В каждом случае используются различные типы аукционов, которые позволяют обеспечить выполнение специфичных целей продавца. Например, на аукционах цветочных луковиц продавцы хотят как можно скорее продать товар, чтобы он не терял в качестве. При распределении радиочастот у государства совсем иные цели – избежать монополии и гарантировать, чтобы победитель эффективно развивал предоставленные мощности. Все эти цели достигаются посредством разных дизайнов аукционов.
Самые известные типы аукционов – английский, голландский, аукцион первой и второй цены. Английский и голландский аукционы – аукционы открытой цены, т. е. ведущий оглашает ставки и участники открыто выражают готовность заплатить, разница заключается лишь в том, что в английском аукционе участники повышают свои ставки, а в голландском цена назначается ведущим на высоком уровне и опускается до тех пор, пока не найдется покупатель. Аукционы первой и второй цены характеризуются тем, что участники подают свои ставки независимо и закрыто, т. е. остальные не наблюдают их ставку, и побеждает наибольшая ставка. Как следует из названия, в этих двух аукционах победитель платит разные ставки: в первом случае – свою, а во втором – следующую по размеру. Теория аукционов, в частности работа Викри, показывает, что при таком дизайне участникам оптимально называть свою истинную оценку предмета, а не пытаться ее занизить, чтобы дешевле выиграть аукцион.
Но почему люди используют аукционы? Одна из причин – уникальность объекта, в силу которой нельзя организовать конкурентный рынок. Например, продажа оригинальных картин на аукционе. Кроме того, аукцион в отдельных случаях позволяет сделать процесс более быстрым, что важно для международной торговли, например, кофе и цветами. Аукционы при правильном дизайне позволяют продавцам извлекать большую прибыль, поскольку участник платит соразмерно тому, как он оценивает объект, что не наблюдается продавцом. Так, например, страны проводят аукционы по продаже радиочастот. В целом теория аукционов изучает, как оптимизировать продажу товаров на них, за это была вручена Нобелевская премия по экономике 2020 г. Эта область активно развивается, чтобы решать возникающие задачи: так, например, в контекстной рекламе используется обобщение аукциона второй цены, поскольку было показано, что в нем можно достичь равновесия.
Узнать больше о том, как устроены и применяются аукционы, вы можете послушав подкаст с профессором РЭШ Сергеем Измалковым или посмотрев лекцию от профессора Стэнфордской школы бизнеса Михаила Островского.