Профессора и выпускники РЭШ: чем отличается учеба в университетах России, США и Европы

15.03.2021

В каких странах поступление в вузы больше унифицировано, почему американские студенты в отличие от российских не боятся ошибаться, нужно ли сегодня предпринимателям высшее образование и можно ли будет учиться теперь онлайн в лучших вузах? Об этом — в первой дискуссии из цикла встреч РЭШ об образовании рассуждали ректор РЭШ Рубен Ениколопов вместе с профессором РЭШ и NYU Stern Дарьей Дзябурой и профессором UCLA Олегом Ицхоки.

 

Основные тезисы Рубена Ениколопова

Несмотря на то что мы видим успешных бизнесменов из Кремниевой долины, которые не получили высшего образования, все-таки большинство предпринимателей имеют за плечами хотя бы законченный бакалавриат. Бакалаврское образование — это не получение специальности, а скорее поиск того, чем человеку интересно заниматься. Помимо передачи знаний студентам это основная цель современного университета.

В современном университете очень важен баланс между развитием у студентов мягких (soft skills) и жестких (hard skills) навыков. В подавляющем большинстве российских вузов на развитие soft skills пока не обращают внимание. В попытке найти этот баланс Российская экономическая школа создала свой совместный с НИУ ВШЭ бакалавриат. 

Больше всех зарабатывают люди, которые быстро обучаются. 

 

Основные тезисы Дарьи Дзябуры

В европейской и американской системе образования полная ответственность за выбор траектории своего образования лежит на студенте. Уже с девятого класса школы учащиеся могут выбирать для себя предметы и, например, окончить школу, не прослушав ни одного курса по физике. Также они могут выбирать разный уровень сложности того или иного предмета. У такой свободы есть и очевидный минус: обычно подростку тяжело определиться с тем, что ему действительно важно прослушать.

В американских вузах не существует понятия «пересдача»: если студент пропустил экзамен, он просто получает 0 баллов. Там также не принято совмещать работу и учебу: американские студенты привыкли учиться постоянно — выполнять домашние задания full-time, читать много дополнительной литературы. Многие российские студенты в основном учатся в период экзаменов.

 

Основные тезисы Олега Ицхоки

Российская образовательная традиция переняла из немецкой разделение университетов и академий наук. В американской и английской системе образования эти институции представляют собой единое целое. В США также существует система Liberal Arts, сфокусированная на интересах студентов. Такой симбиоз позволяет студентам учиться у ученых напрямую. В европейских системах это не так распространено, так как ученые в основном работают в академиях наук, поэтому студенты попадают к ним только как аспиранты.

Университеты во всех странах существуют для того, чтобы давать образование элите этой страны. Однако так вышло, что американские университеты обучают мировую элиту, поэтому при поступлении в вуз в США абитуриент конкурирует со всем миром. В России борьба за места в университетах происходит в основном между россиянами и гражданами СНГ.

В американских университетах вместе учатся студенты с абсолютно разными интересами. Ты можешь учиться вместе со спортсменами, актерами, музыкантами. Такое многообразие в российской традиции высшего образования сложно представить.

 

Как устроено поступление в вузы в США и Европе

Дарья Дзябура: В США поступление в вузы не так унифицировано, как в России. Там студент должен собрать портфолио со своими достижениями и вступительными эссе — это и будет оценивать вуз. 

Рубен Ениколопов: В Европе процедура поступления напоминает российскую практику. Абитуриенты выбирают специальность и сдают экзамены, а во время обучения у них нет такого разнообразия курсов, как в США. В Америке студент может несколько раз поменять свою программу обучения за время нахождения в университете. 

Олег Ицхоки: Для того чтобы поступить в один из лучших университетов, абитуриенту необходимо еще в школе брать продвинутые предметы. Сложность поступления и дороговизна обучения заставляют студентов хороших вузов быть более сознательными и дисциплинированными. Именно поэтому они справляются с большой ответственностью при выборе курсов. 

 

Позволят ли онлайн-технологии всем учиться в лучших вузах

Олег Ицхоки: Новые технологии обучения позволяют увеличить разнообразие предложения на рынке образовательных услуг. Спрос на очное обучение в небольших частных вузах все равно останется: это совершенно другой образовательный опыт по сравнению с учебой в госуниверситете, где в 10 раз больше студентов. Возможность студента учиться в небольших группах — важная часть образовательной услуги, которую оказывают лучшие частные университеты в США. Онлайн-образование обладает некоторыми ограничениями, так как существуют некодифицируемые знания — то, что невозможно прочитать в учебнике и выучить. Они передаются лишь при непосредственном контакте студента и преподавателя.

Дарья Дзябура: Сложность поступления — это тоже часть образовательной услуги университета. Это повышает сложность программы, а следовательно, и ценность диплома конкретного вуза.

 

Почему в американской системе образования студенты не боятся ошибок

Дарья Дзябура: Американские студенты менее стеснительны и не боятся получить критику своих гипотез. Они могут подходить к профессорам с сырыми идеями, и это абсолютно нормально: именно так студент учится исследовать, задавать правильные вопросы. Российские студенты, учащиеся в Америке, часто боятся ошибиться и поэтому ничего не делают, чтобы улучшать свои исследовательские навыки.

Рубен Ениколопов: Я предварительно подготовил идеи, когда поехал получать PhD. А потом в какой-то момент оглянулся и понял, что это действительно была полная ахинея, страх и ужас. И уже потом постепенно стало появляться что-то более осмысленное.

 

Тезисы подготовлены Екатериной Сивяковой