Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Мировые державы ведут ожесточенную борьбу за доступ к критически важным для зеленой энергетики минералам. Растущий спрос толкает вверх цены на эти ресурсы и стимулирует их добычу по всему миру. Однако для развивающихся стран эта «золотая лихорадка» может обернуться новым «ресурсным проклятием», считают Рабах Арецки и Фредерик ван дер Плоег. GURU публикует перевод их колонки на сайте Центра исследований экономической политики (CEPR).
От доступа к критически важным полезным ископаемым и минералам зависят как энергопереход, так и развитие цифровых технологий, однако именно первый чаще всего называют главным драйвером спроса на эти элементы. Для ветряных турбин и солнечных батарей, электросетей и электромобилей, атомной энергетики и других технологий нужны медь, литий, никель, кремний, кобальт, редкоземельные элементы и уран. Спрос на них, как ожидается, будет стремительно расти по мере ускорения перехода к зеленой энергетике.
В условиях такого увеличения спроса ограниченное предложение приводит к повышению цен на эти минералы и полезные ископаемые. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2040 г. спрос на полезные ископаемые для экологически чистых энергетических технологий вырастет как минимум в 4 раза, если человечество не откажется от поставленных климатических целей. Особенно быстро будет увеличиваться спрос на полезные ископаемые, необходимые для электромобилей, а спрос на графит, никель, литий и редкоземельные минералы ждет просто взрывной рост. По нашим оценкам, добыча этих минералов и полезных ископаемых создает для развивающихся стран как большие возможности, так и серьезные риски.
Месторождения критически важных полезных ископаемых разбросаны по разным уголкам планеты. Их добыча ведется и в крупнейших экономиках мира – Китае, США и ЕС. Но они же, как правило, потребляют больше, чем сами производят, что делает их зависимыми от экспортеров. Австралия, Россия, Казахстан, Демократическая Республика Конго (ДРК), Мозамбик, Чили, Южная Африка, Зимбабве и многие другие страны являются важными поставщиками сырья и минералов, что привлекает к ним внимание государств, стремящихся обеспечить себе надежные поставки из-за рубежа.
Сравнение регионов добычи и переработки критически важных полезных ископаемых очень показательно. Китай – абсолютный мировой лидер в переработке меди, никеля, кобальта, редкоземельных элементов и лития, но в плане добычи он лидирует только по редкоземельным элементам. Чили и Перу доминируют в производстве меди, Индонезия – никеля, ДРК – кобальта, а Австралия и Чили – лития. Китай является глобальным лидером по выработке электроэнергии от ветряных турбин, расположенных на суше и в море, а также от солнечных батарей. Он же занимает 1-е место в мире по выпуску электромобилей и 40–45% мирового производства грузовиков на топливных элементах, тепловых насосов и электролизеров.
Многие развивающиеся страны, например Зимбабве, пытаются максимизировать стоимость своих критически важных полезных ископаемых (к чему может привести ставка на них, читайте также здесь). Считается, что они получали несправедливо мало за свои природные богатства и в ответ создавали такие организации, как ОПЕК. Хотя картели могут повышать цены на полезные ископаемые, чтобы дополнительно пополнять государственные бюджеты, в реальности развитые страны обычно находят альтернативных поставщиков (например, производителей, не входящих в ОПЕК) или альтернативные продукты, такие как синтетическое пальмовое масло или сланцевая нефть. Гораздо более выгодным решением является переход на другой уровень в цепочке создания стоимости, но зачастую это оказывается непростой задачей.
Угроза картелизации – источник беспокойства для крупных экономических держав, зависящих от экспорта из развивающихся стран. Однако число регионов, где ведется добыча критически важных полезных ископаемых, вероятно, будет увеличиваться, поскольку рост цен стимулирует инвестиции в геологоразведку и в конечном итоге приведет к разработке новых месторождений. В качестве примера можно привести добычу лития, цены на который упали из-за опасений дефицита в условиях чрезвычайного роста спроса.
Между тем наращивание добычи в районах, где есть критически важные полезные ископаемые, будет иметь серьезные экологические и социальные последствия, а также скажется на здоровье населения. Разработка полезных ископаемых может наносить непоправимый ущерб окружающей среде, а также стать значительным источником выбросов парниковых газов. Это будет препятствовать достижению климатических целей. Она также связана с большим потреблением воды и может приводить к ее загрязнению, особенно в регионах с мягким природоохранным законодательством и надзором за его соблюдением. Кроме того, в странах с низкими стандартами охраны труда его условия могут быть очень тяжелыми и может быть широко распространен детский труд. К таким странам относится ДРК. Однако это не помешало ей стать близким партнером США и ЕС: все дело в их экономическом соперничестве с Китаем.
Риски ущерба окружающей среде усугубляются жесткой политикой промышленно развитых стран, являющихся основными потребителями критически важных полезных ископаемых и при этом не желающих иметь дело с угрозами для экологии на своей территории. Занимающиеся разработкой ресурсов международные корпорации, особенно из промышленно развитых стран, могли бы применять стандарты государств своей регистрации и в развивающихся странах, чтобы не вредить природе и здоровью населения в регионах, где ведется добыча. Если этого не происходит, местные жители оказываются в тяжелом положении.
Кроме того, новая геополитическая обстановка, когда развивающиеся страны оказываются в центре внимания крупных экономических держав, вероятно, замедлит или обратит вспять процесс их демократизации. Их лидеры, сотрудничающие со сверхдержавами, начинают получать «геополитическую ренту». Это не сулит ничего хорошего обычным гражданам и может перечеркнуть перспективы улучшения экономического управления.
Лидеры таких стран, как ДРК, стали объектами обхаживания со стороны одновременно и Китая, и США. И это несмотря на их плохую репутацию с точки зрения государственного управления и нарушений прав человека. «Золотая лихорадка», вызванная добычей критически важных полезных ископаемых, может привести к заметным проблемам и в социальной сфере, поскольку развивающиеся страны традиционно плохо распоряжаются доходами от эксплуатации природных ресурсов, происходящей часто за счет граждан. Новый геополитический расклад может еще больше усугубить ситуацию.
Успехи развивающихся стран в управлении своими природными богатствами до сих пор были довольно незначительными. Настолько, что для описания этого парадокса даже появился термин «ресурсное проклятие»: богатые природными ресурсами демонстрируют более слабые результаты, чем страны без них. Макроэкономические и институциональные последствия политики государства, опирающегося на традиционные природные ресурсы, являются важным уроком, показывающим, чего следует избегать при резком росте цен на критически важные природные ресурсы и минералы. Регулирование на национальном уровне часто не позволяет решить проблемы чрезмерно активной добычи полезных ископаемых, а также принудительного перемещения населения, деградации окружающей среды и рисков для биоразнообразия. Зачастую лучше всего они решаются усилиями местных сообществ. Так, работы американского политолога и экономиста Элинор Остром посвящены важной теме создания самоорганизующихся сообществ для устойчивой добычи природных ресурсов и могут дать полезные уроки в период бума на рынке критически важных минералов.
Современные международные инициативы в основном направлены на обеспечение прозрачности, например Инициатива прозрачности в добывающих отраслях. Разработка норм экологического, социального и корпоративного управления (ESG) уходит корнями в движение за социально ответственное инвестирование, которое началось в 1970-х. Но сегодня не ясно, можно ли обеспечить соблюдение норм ESG и если можно, то каким образом, учитывая их добровольный характер. Обнадеживает то, что потребители в развитых экономиках, судя по всему, меняют поведение, заботясь об окружающей среде. Однако поведение инвесторов, особенно в развивающихся странах, может быть не таким гибким. Проблема всех этих международных инициатив заключается в том, что их трудно адаптировать к местным условиям и добиться чувства причастности и ответственности.
Чтобы предотвратить новое «ресурсное проклятие» критически важных полезных ископаемых, развивающимся и развитым экономикам необходимо создать новую модель международного управления, которая будет учитывать взаимозависимость вопросов мира и стабильности, глобального здравоохранения, экологических и климатических проблем в мире, который все больше делится на блоки. Если ключевые факторы будут учтены, то новый международный механизм управления позволит эффективно передавать от развитых стран развивающимся технологии и инструменты, в том числе для достижения климатических целей, например, через географическое перераспределение цепочек создания стоимости. Такая система международного управления должна способствовать эффективному доступу к международным рынкам капитала, например, посредством выпуска «зеленых» или «голубых» облигаций вместо непрозрачных займов, обеспеченных природными ресурсами. Развивающимся странам также необходимо изменить свое внутреннее управление, чтобы прямые иностранные инвестиции шли в регионы, где происходит развитие и соблюдаются требования охраны окружающей среды и труда. Это позволит справиться с растущим недовольством местных сообществ, затронутых деятельностью международных сырьевых и добывающих компаний.