Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Можно ли управлять чем-то неточным, нерациональным и подверженным множеству когнитивных искажений? Эту сложную задачу вынуждены решать центральные банки в случае с инфляционными ожиданиями населения и предприятий, ведь именно их решения в итоге влияют на цены. Профессор РЭШ Валерий Черноокий рассказывает, как формируются эти ожидания, у кого они точнее и как они влияют на инфляцию*.
Несмотря на замедление инфляции в 2025 г., Банк России обещает аккуратно понижать ключевую ставку. Одна из основных причин такой осторожности – повышенные инфляционные ожидания населения и предприятий.
Эти ожидания играют важную роль в современной денежно-кредитной политике. С одной стороны, они отражают доверие экономических агентов к способности центральных банков обеспечить стабильность цен, с другой – служат одним из инструментов управления текущим совокупным спросом и инфляцией. Вот почему центробанки выделяют значительные ресурсы на мониторинг инфляционных ожиданий и попытки управления ими с помощью коммуникационной политики.
При этом мнения о росте цен – и текущем, и будущем – очень сильно расходятся между собой, а о текущем еще и отличаются от официальных цифр. Многие воспринимают инфляцию гораздо выше, чем она была в последние годы. Например, в опросах ООО «инФОМ», по которым Банк России измеряет инфляционные ожидания населения, доля считающих, что цены за год выросли более чем на 30%, с 2021 г. не опускается ниже 10%. Даже в 2017–2019 гг., когда инфляция была на цели в 4%, эта доля была 5–7%. Опросы предприятий также дают высокий разброс оценок ожидаемой инфляции.
С учетом того насколько неточны инфляционные ожидания домохозяйств и фирм, возникает вопрос: в чем их смысл и действительно ли они влияют на принимаемые решения? Или, выражаясь языком экономистов, как работает этот канал трансмиссии денежно-кредитной политики?
Многие экономические, социальные и политические процессы зависят от решений участвующих в них людей, а значит, и от их ожиданий, непосредственно влияющих на такие решения. И даже если эти ожидания изначально являются неточными или ложными, вызванные ими решения и действия могут иногда приводить к самосбывающимся прогнозам, когда первоначальные ложные представления в итоге становятся истинными.
Инфляционные процессы не являются исключением из этого правила. Экономисты выделяют целый ряд механизмов положительной обратной связи, за счет которых инфляционные ожидания различных экономических агентов могут усиливать фактическую инфляцию. Например, ожидания более быстрого роста цен могут заставить домохозяйства больше тратить и меньше сберегать сегодня либо требовать более высоких зарплат. А такое увеличение потребительского спроса и зарплат прямо влияет на инфляцию.
Не менее важны ожидания менеджеров компаний. Ожидаемый ими рост цен конкурентов или своих производственных затрат вынуждает чаще и больше повышать цены на свою продукцию. В условиях высоких инфляционных ожиданий компании также могут ускорить реализацию инвестиционных проектов и легче идут на повышение зарплат – это тоже стимулирует рост цен.
На темп их роста также влияют ожидания участников финансовых рынков. Их прогнозы инфляции и ключевой ставки в значительной степени определяют долгосрочные процентные ставки и цены финансовых активов, что непосредственно воздействует на долгосрочное кредитование, потребительский и инвестиционный спрос в экономике.
В отдельную категорию можно отнести инфляционные ожидания профессиональных аналитиков и прогнозистов. Сами по себе решения этой узкой группы не способны повлиять на экономику, но на их прогнозы могут ориентироваться менеджеры компаний, участники финансовых рынков, профсоюзы и другие менее информированные агенты, непосредственно влияющие на ценообразование.
Обычно инфляционные ожидания измеряются на основе опросов либо цен финансовых инструментов, привязанных к инфляции: облигаций-линкеров (в России это ОФЗ-ин) или инфляционных свопов – это отражает ожидания участников финансовых рынков. В России данные по инфляционным ожиданиям населения собираются в упомянутых опросах «инФОМа», бизнеса – в мониторинге предприятий Банка России, профессиональных аналитиков – в его макроэкономическом опросе.
Как показывают недавние исследования, инфляционные ожидания профессиональных прогнозистов и участников финансовых рынков в целом дают более точные прогнозы инфляции, они оперативно реагируют на новую информацию, и центробанкам значительно легче ими управлять с помощью коммуникации. А вот ожидания населения и предприятий – экономических агентов, чьи решения непосредственно влияют на цены, зачастую нерациональны, подвержены целому ряду когнитивных искажений и часто игнорируют важные новости об инфляции и ее факторах. Поэтому управлять ими гораздо сложнее.
Опросы домашних хозяйств показывают, что население склонно завышать уровень текущей и ожидаемой инфляции. Это свойственно не только россиянам, но и жителям развитых стран с длительной историей низкой инфляции. Люди замечают товары с быстро растущими ценами и не обращают внимания на те, цены на которые не изменились или даже упали.
При этом оценки ожидаемой инфляции часто основываются на поведении цен часто покупаемых или знаковых товаров-маркеров (хлеб, одежда, бензин, сигареты, автомобили и т. д.), которые могут быть разными у разных домохозяйств. В России такими маркерами оказались прежде всего товары длительного пользования (особенно автомобили и мебель) и услуги, а также некоторые продукты (рыба, мясо, сыры и колбасы, хлеб и молочные продукты).
Инфляция, которой ожидают люди, также зависит от их социально-демографических характеристик (пол, возраст, уровень образования и финансовой грамотности) и материального положения. В опросах «инФОМа» выделяются группы людей, у которых есть сбережения и у которых их нет. В группе без сбережений оценки наблюдаемой и ожидаемой инфляции всегда выше. Опрашиваемые часто плохо понимают экономический смысл инфляции и оценивают ее, используя округление до 0, 5, 10, 15 и т. д., что отражает высокую неопределенность таких оценок.
Как ни странно, регулярные опросы предприятий об инфляционных ожиданиях в большинстве стран стали проводиться сравнительно недавно (за исключением Новой Зеландии, Италии и Польши). А ведь именно предприятия устанавливают цены. Отчасти это связано со сложностью организации качественного репрезентативного опроса менеджеров. Тем не менее имеющиеся исследованияпоказывают (1,2), что, несмотря на значительную неоднородность и неопределенность, инфляционные ожидания компаний находятся значительно ближе к прогнозам профессионалов, чем ожидания населения. Это свидетельствует о том, что руководители предприятий чаще ориентируются на официальные прогнозы инфляции и/или прогнозы аналитиков в принятии собственных решений. В то же время они учитывают и иную информацию: текущую инфляцию, валютные курсы, рост зарплат, цены на нефть и продовольствие, процентные ставки и изменение налоговой политики. Например, существенный рост инфляционных ожиданий российских предприятий в октябре – ноябре был вызван объявленным в сентябре повышением НДС с 2026 г.
В то же время руководители предприятий – обычные люди, и в их инфляционных ожиданиях сохраняются когнитивные искажения, свойственные населению в целом. Как и все, они часто учитывают в ожиданиях собственный опыт (личные покупки, цены заключенных ими контрактов и рост зарплат в своих компаниях) и легче вспоминают эпизоды быстрого роста цен.
Итак, инфляционным ожиданиям населения и предприятий свойственна высокая неопределенность, широкий разброс оценок, они часто бывают искажены неполной информацией и поведенческими ошибками. Но даже такие нерациональные и нечетко определенные ожидания оказывают влияние на решения экономических агентов и через них – на инфляцию и экономическую активность. Наличие ошибок в прогнозах вовсе не означает, что эти прогнозы никак не влияют на действия людей, на выбор домашних хозяйств относительно потребления и сбережений, на решения руководителей компаний насчет ценообразования, производства и инвестиций. Тем не менее анализ данных опросов показывает, что воздействие инфляционных ожиданий на решения домохозяйств и фирм не всегда однозначно и прямолинейно.
В частности, рост инфляционных ожиданий домашних хозяйств может по-разному влиять на их расходы при низкой и при высокой инфляции. Исследование на основе опросов итальянских домохозяйств, например, показывает, что в условиях высокой инфляции конца 1980-х – начала 1990-х рост инфляционных ожиданий приводил к увеличению потребительских расходов: люди стремились приобрести товары, пока они не подорожали еще сильнее. В то время зарплаты индексировались автоматически, и это компенсировало падение ожидаемых реальных доходов – не было стимула снижать траты, опасаясь нехватки денег. Затем автоматическую индексацию зарплат отменили, а инфляцию снизили – и все изменилось. В 2000-х рост ожидаемой инфляции стал вызывать снижение потребительских расходов: в потребительских решениях людей стали преобладать опасения падения реального дохода, и они тратили осторожнее.
То, что домашние хозяйства часто связывают новости о более высокой инфляции с шоками предложения и рассматривают ее как негативный шок для экономики и своих доходов, подтверждает и исследование на основе опросов домашних хозяйств в Нидерландах. Оно показывает, что рост инфляционных ожиданий нидерландских домохозяйств был сопряжен с их пессимистическим взглядом на экономику и приводил к сокращению потребления (в основном товаров длительного пользования).
Немного иную картину рисует исследование инфляционных ожиданий на основе опросов французских домохозяйств. Те, кто ожидал близкой к нулю инфляции, практически не меняли свое потребительское поведение, в то время как те, кто ожидал роста цен, увеличивали свои расходы на товары долгосрочного потребления. Однако сам уровень ожидаемой инфляции не был важен – сопоставимый рост потребления наблюдался для домохозяйств, ожидавших и низкую (но не нулевую), и высокую инфляцию.
Исследования влияния инфляционных ожиданий предприятий на их решения также не всегда дают однозначную картину. Часть из них подтверждают наличие традиционного канала спроса – анализ данных опросов предприятий в Новой Зеландии показывает, что ожидавшие ускорения инфляции фирмы обычно повышали свои цены, увеличивали наем сотрудников и инвестиции.
В то же время среди руководителей предприятий может преобладать и взгляд, что «инфляция плоха для экономики» и вызвана отрицательными шоками предложения, а не растущим совокупным спросом. Данные опросов итальянских фирм, в частности, показывают, что растущие инфляционные ожидания заставляли их сильнее повышать отпускные цены, увеличивать спрос на кредит и сокращать инвестиции и занятость. Однако в условиях нулевых процентных ставок чуть сильнее проявлялись эффекты со стороны спроса – растущие инфляционные ожидания предприятий стимулировали повышение их цен без значительного сокращения занятости.
***
Такая неоднородность ожиданий населения и предприятий и их неоднозначное влияние на принимаемые ими решения усложняют центробанкам коммуникацию. Тем не менее недавние исследования показывают: когда домохозяйствам и предприятиям предоставляют четко акцентированную, понятную и узконаправленную информацию об инфляции или денежно-кредитной политике, их инфляционные ожидания реагируют очень сильно, вызывая пересмотр решений в желаемом для регулятора направлении. Это говорит о том, что у центральных банков есть возможности для разработки новых, усовершенствованных стратегий коммуникации и использования инфляционных ожиданий в качестве инструмента денежно-кредитной политики.
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Что еще почитать и послушать на эту тему:
— Колонку профессора Антверпенского университета Константина Егорова о том, почему так трудно измерить инфляционные ожидания
— Выпуск «Экономики на слух» об ожиданиях и их влиянии на экономику
— Выпуск «Экономики на слух» о том, как добиться нужной инфляции и не помешать экономическому росту