Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Одно из объяснений быстрого роста экономики России в 2023–2024 гг. – изоляция ее финансового рынка от мирового. Профессор РЭШ Валерий Черноокий* рассказывает об особенностях открытых и закрытых экономик и о том, к какому типу следует относить Россию.
Несмотря на усиление протекционизма и тренд на фрагментацию мировой экономики, сегодня сложно найти страну или блок, которые бы стремились к полной экономической изоляции и автаркии. Экономические выгоды от внешней торговли, международного движения капитала, миграции и трансфера технологий существенно перевешивают сопутствующие им социальные и политические издержки, хотя в последнее время разница между ними сокращается. Все страны в той или иной мере поддерживают экономические отношения с внешним миром. Даже следующая идеям чучхе Северная Корея или воюющий Судан продолжают активно торговать с Китаем и привлекают китайские инвестиции. Единственной по-настоящему закрытой экономической системой остается весь мир в целом.
Открытость экономики, безусловно, имеет важные последствия. Наряду с выгодами от внешней торговли и международной специализации она приносит новые макроэкономические риски и шоки: зависимость национальной экономики от внешнего спроса и предложения, мировых цен на отечественные и импортные товары, торговой и санкционной политики стран-партнеров. Свободный доступ к рынку дешевого иностранного капитала сопряжен с рисками его бегства и девальвации национальной валюты или, наоборот, значительного его притока и формирования финансовых и кредитных пузырей внутри страны. Это существенно меняет механизмы экономики на макроуровне и осложняет макроэкономическую политику.
Для изучения внешней торговли и международного движения капитала и их влияния на макроэкономическую динамику и политику экономисты традиционно используют отдельный класс моделей открытой экономики, подчеркивая их отличия от моделей закрытой экономики, где внешняя торговля и международные финансовые потоки в принципе невозможны. Однако иногда такого простого разделения может быть недостаточно.
Во-первых, большое значение имеют размер экономики и степень ее влияния на мировую экономику. Для этого открытые экономики обычно разделяются на малые и большие. Малая открытая экономика не способна оказывать заметное воздействие на глобальную экономическую активность, мировые сырьевые и финансовые рынки. Это делает ее более зависимой от глобального экономического, финансового и сырьевого цикла и макроэкономической политики в ведущих экономиках мира. Экономики небольших стран, таких как Сингапур, Норвегия или Вьетнам, безусловно, попадают в эту категорию.
Влияние России на мировую экономику, несмотря на ее значимую роль на отдельных сырьевых рынках, в целом довольно ограниченно, что обычно позволяет рассматривать ее как малую открытую экономику.
Наоборот, экономические шоки и макроэкономическая политика в большой открытой экономике способны существенно влиять на мировую экономическую динамику (как говорится, если Америка чихает, то кашляет весь мир), а глобальные финансовые рынки чутко реагируют на новости из этих стран. Для них внешние условия во многом определяются внутренними процессами, поэтому они ближе к закрытой экономике. Экономики США, Евросоюза и Китая целесообразно анализировать именно через призму модели большой открытой экономики.
Важную роль при анализе открытой экономики также играет степень открытости финансовых рынков и международных потоков капитала. На одном полюсе здесь находятся экономики со свободным движением капитала, на другом – финансовая автаркия, где отток и приток капитала ограничены или невозможны, но в то же время страна продолжает торговать товарами и услугами, поддерживая нулевой внешнеторговый баланс.
Экономические и финансовые санкции, введенные против России после начала военного конфликта на Украине, и последовавшие за этим ответные меры сделали экономику России ближе к финансовой, а не к полной автаркии, т. е. закрытой экономике. Поэтому, несмотря на то что финансовые потоки между Россией и другими странами сильно сократились, ее экономика сохраняет зависимость от экономической ситуации и макроэкономической политики в США и Евросоюзе, прежде всего через их влияние на мировые цены на сырье и экономический рост в дружественных странах. Это отражено в прогнозах Минэкономразвития и Центробанка.
На поведение открытой экономики также может оказывать влияние структура внешней торговли. Экономики стран – чистых экспортеров сырьевых ресурсов, таких как Канада, Чили или Россия, и стран – чистых импортеров сырья, таких как Япония, Южная Корея или Турция, по-разному зависят от динамики мировых цен на нефть и металлы и могут по-разному реагировать на определяющие их глобальные факторы.
Своя специфика по сравнению с открытой экономикой развитых стран есть и у стран с формирующимися рынками. Эти страны характеризуются высоким уровнем финансовых и макроэкономических рисков и часто подвержены «внезапной остановке» потоков международного капитала, валютным и долговым кризисам.
Механизмы работы и эффективность (влияние на совокупный спрос, экономический рост и инфляцию) макроэкономической политики в закрытой и открытой экономиках также могут значительно отличаться. Это касается как традиционных инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, так и современной политики макропруденциального регулирования и финансовой стабильности.
Например, модели закрытой экономики и финансовой автаркии показывают, что увеличение дефицита государственного бюджета при нейтральной или жесткой денежно-кредитной политике вызывает повышение реальной ставки процента и приводит к частичному вытеснению частных инвестиций и потребления. В открытой экономике со свободным движением капитала этот эффект вытеснения работает преимущественно через внешнеторговый канал. Дефицит бюджета или жесткая монетарная политика, повышая реальную ставку внутри страны, стимулирует приток международного капитала и укрепление реального обменного курса, что делает более дорогими отечественные товары и более дешевыми импортные и вызывает сокращение чистого экспорта.
При этом эффективность фискальной политики в открытой экономике со свободным движением капитала значительно снижается, особенно в условиях плавающего валютного курса. Дополнительный спрос в этом случае частично уходит в спрос на импорт, делая невозможным его дальнейшее мультиплицирование внутри страны. В закрытой экономике или финансовой автаркии такие «утечки» бюджетного стимула отсутствуют, что повышает фискальные мультипликаторы в этих экономиках и делает бюджетную политику более эффективной для стимулирования экономического роста в краткосрочной перспективе.
Это частично объясняет быстрый (более 4% в год) рост российской экономики в 2023–2024 гг. – в условиях ограничений на международные потоки капитала (почти финансовая автаркия) и политики импортозамещения «утечки» стимула от выросших бюджетных расходов на оборону и поддержку экономики были не очень велики.
Однако, как показывают в недавнем исследовании экономисты Банка международных расчетов, увеличение бюджетного дефицита и жесткая денежно-кредитная политика в малой открытой экономике (и прежде всего в странах с формирующимися рынками) при определенных условиях могут привести не к укреплению, а к ослаблению национальной валюты. Если у инвесторов есть сомнения в устойчивости государственного долга в будущем, а основное бремя суверенного дефолта ложится на его иностранных покупателей, то рост бюджетного дефицита или рост стоимости обслуживания госдолга вызовет увеличение премии за риск дефолта. Повышение безрисковой ставки внутри страны может оказаться недостаточным, чтобы компенсировать этот возросший суверенный риск для внешних инвесторов, что спровоцирует отток иностранного капитала и обесценение национальной валюты. Как отмечают эти авторы, подобная ситуация была в Бразилии в 2012–2015 гг., когда на фоне растущих бюджетных расходов и повышения ключевой ставки значительно выросли кредитные спреды по госдолгу, а курс реала к доллару упал более чем на 50%.
Денежно-кредитная политика в открытой экономике также имеет свою специфику. В частности, в открытой экономике возникает известная трилемма, и для проведения независимой денежно-кредитной политики требуется либо плавающий валютный курс, либо контроль за движением иностранного капитала. Более того, как демонстрирует Хелена Рей, при свободном движении иностранного капитала независимая денежно-кредитная политика не гарантирована даже в условиях плавающего курса – центробанки небольших стран, особенно с формирующимися рынками, часто вынуждены реагировать на изменения глобального финансового и кредитного цикла, во многом определяемого денежно-кредитной политикой в США и еврозоне.
После финансового кризиса 2008 г. многие центральные банки и регуляторы уделяют повышенное внимание различным инструментам макропруденциальной политики, нацеленным на снижение системных рисков в финансовой и банковской системе и обеспечение финансовой стабильности. Выбор и эффективность таких инструментов также зависят от степени открытости экономики и развитости финансовых рынков. Крупные развитые экономики основное внимание уделяют внутренним системным рискам, связанным с высокой долговой нагрузкой частного сектора, избыточным кредитованием экономики и формированием пузырей, концентрацией рисков в банковской системе, и в качестве инструментов в основном используют различные антициклические буферы капитала, лимиты на уровень долговой нагрузки или надбавки на риск.
Для малых открытых экономик, особенно для стран с формирующимися рынками, не менее важны внешние финансовые риски, связанные с избыточным притоком или бегством иностранного капитала, валютными и долговыми кризисами. Поэтому макропруденциальная политика этих стран нацелена также на контроль за движением иностранного капитала, минимизацию валютных рисков и управление внешним долгом. В открытых экономиках тоже могут проявляться «утечки» мер макропруденциального регулирования между странами, так как регулирование международных банков и финансовых компаний в одной стране может вызвать более рискованное их поведение в других странах, где такое регулирование отсутствует.
Хотя закрытые экономики менее подвержены внешним шокам, внутренние шоки для них могут быть не менее болезненными. Открытые экономики подвержены и тем и другим шокам и сталкиваются с новыми вызовами, что затрудняет проведение макроэкономической политики. Такова плата за выгоды от внешней торговли и притока иностранного капитала, которые они получают.
*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Что еще почитать и послушать на эту тему
Чем выгодна мировая торговля
От чего зависят и на что влияют фундаментальные курсы валют
Какие проблемы подталкивают мир к торговым войнам
Как отток и возвращение капитала влияют на развитие глобальных кризисов