Регулировать ли финансовых блогеров?

24.07.2025

Взлет популярности финансовых блогеров поставил регуляторов перед вызовом, как выстроить отношения с финфлюэнсерами. Они популяризируют инвестиции и помогают повышать финансовую грамотность, но многие работают на грани, а порой и за гранью фола. Как Банк России подходит к задаче регулирования финфлюэнсеров, рассказывает руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

О том, как финансовые блогеры влияют на фондовый рынок, читайте здесь.

То, что говорят и рекламируют финансовые блогеры, безусловно влияет на решения, которые принимают розничные инвесторы. В прошлом году аналитический центр НАФИ провел по заказу Банка России исследование – выяснилось, что треть инвесторов принимают решения на основе информации из тематических Telegram-каналов и социальных сетей (37%), обсуждений со знакомыми (30%) и рекомендаций блогеров (29%).

Так происходит не только в России: сейчас к финансовым инфлюенсерам – в мировой практике их называют финфлюэнсерами – везде большое внимание.

 

Какие бывают блогеры

Сама идея блогов, обучающих финансовой грамотности, инвестированию, неплохая. Возможность учиться чему-то полезному «в моменте», когда ты получаешь знания буквально на ходу, не выделяя для этого специально время, практически не прилагая усилий, а просто «листая» телефон, сейчас очень востребована. Поэтому популярность финансовых блогеров растет, они уже заняли свою нишу.

У добросовестных блогеров чаще всего есть лицензия инвестиционного советника, они состоят в реестре, который ведет Банк России. Люди честно зарабатывают деньги, обучая свою аудиторию принципам и правилам работы финансового рынка. Мы ничего против этого не имеем и поддерживаем отношения с рядом таких блогеров: приглашаем их в наши проекты и на пресс-конференции, отвечаем на вопросы слушателей, даем интервью. Потому что мы тоже заинтересованы в том, чтобы аудитория финфлюэнсеров получала проверенную информацию из первых рук.

Но существует важное требование: если у блогера есть лицензия инвестсоветника, он должен обязательно публиковать предупреждение, что его лекции, вебинары или посты не являются индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Потому что это отдельная сфера профессиональной деятельности. То, что можно рекомендовать одному инвестору, исходя из его риск-профиля, может совсем не подойти другому, с иными установками и аппетитом к риску. 

Недобросовестные блогеры (а таких, к сожалению, тоже немало), наоборот, создают множество рисков. Это и некомпетентные советы, и недобросовестная реклама, и продвижение продукта какого-то конкретного эмитента или услуг определенного брокера, и манипулирование рынком. У них обычно сильнее эмоциональная составляющая, а чем эмоциональнее мнение, тем быстрее оно распространяется и тем большую отдачу вызывает.

Намеренное введение людей в заблуждение даже опаснее, чем просто некомпетентные советы. Например, когда людей убеждают в ценности определенного инструмента или услуги и они несут последние деньги, продают квартиры, не понимая, что именно покупают. В этом и заключается основной риск. Именно поэтому в нашем регулировании деятельности участников рынка ценных бумаг обязательно присутствует требование к информированию клиента. Да, инвестиции совершаются на свой страх и риск, но человек должен хотя бы понимать этот риск и соглашаться на него осознанно. 

 

А что за рубежом?

Во всем мире сейчас думают, как избежать злоупотребления влиянием со стороны финфлюэнсеров, не навредив при этом добросовестным игрокам.

Недавно регуляторы Великобритании, Австралии, Канады, Гонконга, Италии и Объединенных Арабских Эмиратов приняли участие во «всемирной неделе действий против незаконных финфлюэнсеров». В частности, в Великобритании три блогера были арестованы, в отношении еще троих начато уголовное преследование, четверых пригласили пообщаться с регулятором. Блогерам было выдано 50 предупреждений. Их результатом должны стать сотни запросов на удаление контента в социальных сетях и на веб-сайтах, управляемых неавторизованными инфлюенсерами.

Но проблема гораздо шире. Чтобы требовать соблюдения правил, их надо создать, а взгляды на деятельность финфлюэнсеров в разных странах отличаются. Встречаются как мягкие рекомендации, так и требование получать специальную лицензию на оказание финансовых услуг.

Например, в Австралии блогеры, которые размещают в соцсетях информацию, квалифицированную как совет по финансовым продуктам, должны иметь лицензию на оказание финансовых услуг (Australian financial services licence, AFS) или разрешение лица, обладающего такой лицензией. Либо иметь право на исключение из данного правила. Новая Зеландия еще в 2021 г. опубликовала руководство по коммуникациям на финансовые темы в интернете. Причиной этого стали опасения властей, что некоторые финфлюэнсеры в социальных сетях могут отклоняться от регуляторных требований и оказывать влияние на котировки.

В Португалии Комиссия по рынку ценных бумаг разъяснила, что в целом распространение информации о финансовых продуктах и услугах в образовательных целях не подпадает под регулирование. Но если эта информация может быть воспринята пользователями как инвестиционный совет или финансовая рекомендация, то она классифицируется как регулируемая услуга и требует соответствующего разрешения.

А вот в Германии деятельность финфлюэнсеров не приравнивают к инвестиционным советам, поскольку она не отвечает ряду характеристик: не является персональной рекомендацией клиенту, не основывается на проверке его личных обстоятельств. Кроме того, их сообщения распространяются, как правило, через информационные каналы и направлены широкой общественности, т. е. не ограничиваются узким кругом получателей.

 

В России мягкое регулирование

Мы в России тоже различаем инвестиционный совет и общие рекомендации и хотим, чтобы блогер четко определял и демонстрировал своей аудитории эту разницу. Мы еще обсуждаем подходы к регулированию финфлюэнсеров и намерены сделать его мягким. При его разработке мы ориентируемся в том числе на рекомендации Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

В ноябре 2024 г. она представила новую дорожную карту по повышению безопасности розничных инвесторов в интернете – защиты их от мошенничества и ложной информации. В фокусе внимания – деятельность финфлюэнсеров. IOSCO посвятила этому отдельный доклад, где перечислила преимущества и риски, связанные с их деятельностью, а также дала регуляторам и участникам рынка примеры лучших практик по разработке регулирования и мониторингу, мерам воздействия, обмену информацией между странами, если финфлюенсер находится в одном государстве, а вещает на жителей другой страны.

Важная рекомендация IOSCO касается обучения самих розничных инвесторов и предупреждения их о рисках использования недобросовестной информации в соцсетях. Финансовым посредникам, в свою очередь, рекомендуется тщательно выбирать финфлюэнсеров для сотрудничества, следить за их деятельностью. Мы, например, в этом году направили профучастникам рынка письмо, в котором рекомендовали тем, кто продвигает свои продукты через финфлюэнсеров, обеспечить маркировку материалов с рекламой этих продуктов и услуг. Скажем, предусмотреть соответствующий пункт в договоре с блогером.

Это позволит людям отличить личное мнение блогера от работы на конкретного продавца. Отсутствие сведений о заказчике может подталкивать их к выбору не по объективным критериям, а под влиянием мнения и харизмы финфлюэнсера. Мы мониторим, как рынок выполняет наши рекомендации, проводим адресную работу с теми профучастниками, которые еще не наладили правильные отношения со своими визави в соцсетях. И собираемся в ближайшее время усилить внимание к деятельности финфлюэнсеров – именно для того, чтобы избежать последствий некомпетентных или заведомо нечестных советов.

 

Про манипулирование

Сейчас мы с Минфином прорабатываем изменения в законодательство. Например, чтобы распространение вводящей в заблуждение информации можно было квалифицировать как манипулирование рынком. Такой подход соответствует международным практикам, где распространение misleading information (вводящей в заблуждение информаци) уже рассматривается как недобросовестные действия. Речь идет также о раскрытии информации о совершенных сделках для разных категорий инсайдеров, усилении экономической ответственности за манипулирование и инсайдерскую торговлю. Мы надеемся, что в комплексе эти меры добавят рынку прозрачности и смогут предупредить недобросовестное поведение.

Розничный инвестор в любом случае должен отдавать себе отчет в том, что, доверившись инвестиционной идее из соцсетей, можно просто обеспечить заработок ее автору, который заблаговременно занял позицию в бумаге и теперь пытается повлиять на ваше решение.