Нобель-2025: чему экономика научилась в Новое время

22.10.2025

GURU продолжает рассказывать о Нобелевской премии по экономике 2025 г. Как научный прогресс помог экономике выйти из тупика? Почему процветавшие Нидерланды не стали родиной промышленной революции и дала сбой экономика Китая? Как поддержка семьи может навредить бизнесу? Об этом в колонке выпускника РЭШ, профессора НИУ ВШЭ Виктора Малеина, рассказывающего о взглядах нового нобелиата, выдающегося экономического историка Джоэля Мокира.

Тема экономического роста является сегодня одной из центральных для экономистов и политиков. Рост как явление экономической жизни прочно закрепился в сознании людей, поэтому новости о его замедлении воспринимаются с тревогой. Для обывателя, жившего в XVII или XVIII в., такой проблемы не существовало: в большинстве стран экономическое развитие столетиями оставалось примерно на одном уровне. Рост подушевого ВВП – стандартная метрика уровня жизни населения – был возможен, но лишь в течение ограниченных периодов времени. Фазы положительной динамики сменялись кризисами и продолжительными застоями, что получило название «мальтузианской ловушки». В результате, например, подушевой ВВП Италии, некогда экономического лидера Европы, в середине XIX в. был примерно на том же уровне, что и в начале XVII в.!

 

Источник: The Maddison Project, расчеты автора 

Достижение устойчивого экономического роста связано с промышленной революцией. Возникнув в Англии, она впоследствии охватила и другие страны западного мира. В результате во второй половине XIX – начале XX в. они смогли достичь средних темпов роста 1,5–2% после всего около 0,3% в доиндустриальный период. Это кардинально изменило условия жизни, обусловив многократное снижение смертности, повышение благосостояния и уровня образования.

Что позволило странам, столетиями находившимся в ловушке бедности, осуществить радикальную смену экономической модели? Почему начало промышленной революции оказалось неравномерным по времени и охватило преимущественно страны Северной Америки и Европы? Ответы на эти вопросы пытались дать многие выдающиеся экономисты и экономические историки, включая нобелевского лауреата этого года Джоэля Мокира.

  

Европа училась в институтах 

«Ответ» Мокира указывает на ключевую роль знаний. По мнению ученого, значение имели не только накопление знаний и прорывные открытия в естественных науках (например, ньютоновская механика), но и возможность их быстрого распространения – благодаря появлению специализированных научных изданий, активности университетов и научно-технических обществ (см. врез).

Обмен прогрессом Характерным явлением XVIII в. было появление энциклопедий – систематической компиляции знаний из различных сфер, включая научно-техническую. В работе экономистов Мары Сквиччарини и Нико Фойгтлендера показано, что широкое распространение энциклопедий способствовало созданию индустриальных производств во Франции в конце XVIII и первой половине XIX в.

Общества экономических знаний впервые появились в Англии в начале XVIII в., например Общество содействия развитию знаний в области сельского хозяйства, основанное в 1723 г. в Эдинбурге. Впоследствии это стало общеевропейским феноменом, похожие организации появились в Германии и других странах. Данные организации сыграли важную роль в развитии технологических инноваций и способствовали экономическому подъему немецких земель. Уже в доиндустриальную эпоху научное сообщество не было изолировано в рамках своих университетов или стран. Напротив, кооперация и обмен идей были распространенным явлением.

Системный подход к организации научного знания и его широкое распространение расширили возможности для практического применения научных достижений. Если в доиндустриальную эпоху поиск технологических решений в основном происходил методом проб и ошибок, то впоследствии он стал основываться на понимании фундаментальных научных принципов. Эта «революция знаний», объединившая науку и практику, как считает Мокир, привела к тому, что технологический прогресс и сопутствующий ему рост производительности стали постоянным явлением – ключевым условием выхода из «мальтузианской ловушки».

При этом Мокир показывает, что интеграция фундаментальной науки и технологии является необходимым, но недостаточным условием индустриального перехода. В одной из своих работ ученый рассуждает, почему Нидерландов не оказалось среди индустриальных лидеров, хотя в XVII в. они существенно опережали Англию по подушевому ВВП, обладали развитой финансовой системой, в стране процветали передовые ремесла и было грамотное население. Нидерланды не находились в изоляции: их университеты были интегрированы в европейскую систему и у ученых был доступ ко всем ключевым открытиям своего времени. Однако, как отмечает Мокир, торгово-экономические элиты страны в целом оказались не заинтересованы в практическом применении инноваций из-за их рискованности и неочевидности экономической отдачи. Неразвитость того, что сейчас называется венчурным капитализмом, привела к упущенным возможностям. Позднее, когда успех британской индустриализации продемонстрировал ошибочность позиции нидерландских элит, вмешались внешние факторы – участие в военных конфликтах и политическая нестабильность внутри страны. В результате после упущенных десятилетий подушевой ВВП страны резко сократился, и переход на траекторию устойчивого роста стал возможен гораздо позже.

Таким образом, результаты Мокира согласуются с выводами нобелевских лауреатов 2024 г. Дарона Аджемоглу, Саймона Джонсона и Джеймса Робинсона о важности институтов. Обеспечивая защиту прав собственности, институты стимулируют рискованные инвестиции в инновации. Возникает положительная связь: научные открытия трансформируются в прибыльные технические решения, что стимулирует новый приток капитала и дальнейший научно-технический прогресс. 
  

Китай застрял в семейных сетях

Есть и другой важный вопрос, ответ на который предлагает Мокир: почему индустриальная революция – это феномен именно западной цивилизации? Почему такие страны, как Китай и Индия, не были охвачены модернизацией XIX и начала XX в.? В литературе эта разная динамика Европы и остального мира, в том числе прошлого лидера – Китая, была названа «Великим расхождением». 

Объяснение этого феномена включает множество факторов; в одной из работ, написанной в соавторстве с выдающимися экономистами Давидом де ла Круа и Маттиасом Допке, Мокир ищет ответ в особенностях организации ремесленного дела и передачи знаний в доиндустриальную эпоху. В тот период, как правило, знания передавались напрямую от мастера-ремесленника к его ученикам-подмастерьям. Поэтому профессии нередко наследовались, создавались фамильные династии кузнецов, мельников, ювелиров и т. д. В такой системе циркуляция знаний была ограничена родственными связями, что приводило к передаче технологий почти без изменений из поколения в поколение. Лидеры семейных кланов не были заинтересованы делиться знаниями, поскольку это подрывало их локальную монополию и привилегии, что, в свою очередь, ограничивало инновации.

Противоположностью семейно-клановой системы является рынок, когда взаимодействие между мастером и учеником регулируется контрактом: ученик платит и работает, взамен получая знания и квалификацию мастера. Контракт между мастером и учеником не является полным, так как в нем невозможно прописать все условия. Поскольку обучение сопряжено с определенными издержками со стороны мастера, у него возникают стимулы снижать усилия, что негативно отражается на подготовке подмастерья (в институциональной экономике данная проблема обозначается как проблема морального риска (moral hazard). В клановой системе проблема стоит не так остро, поскольку мастер связан с учениками родственными узами. А в условиях рынка требуется внешнее вмешательство – институциональная надстройка, например суд, который может защитить интересы учеников.

Альтернативой семейному клану и рынку является профессиональная ассоциация – гильдия. Достоинство этого института в его способности защищать интересы младших членов ассоциации, когда формальные государственные институты еще недостаточно развиты. При этом в отличие от клановой структуры процесс создания и передачи знаний в гильдиях был более динамичным и охватывал большее число людей. Это, в свою очередь, многократно увеличивало вероятность появления радикально новых идей и прорывных технологий. (Хотя позже уже гильдии препятствовали распространению знаний и технологий.) 

 «Синдики суконной гильдии», Рембрандт, 1662 г. (источник) 

Мокир и его соавторы показывают, что еще до наступления индустриальной революции европейские страны достигли значительных успехов в технически сложных сферах (например, в производстве часов), чему способствовал более открытый подход к передаче знаний по сравнению с клановой системой, доминировавшей в Китае. 

Но почему гильдии, в основе которых лежали профессиональные, а не семейные связи, возникли в Европе, а не в Китае? Здесь Мокир указывает на значимость нескольких факторов, подчеркивая, что простого объяснения этому нет. Одной из важных причин называются особенности расселения населения: в Китае доля ремесленников, проживавших в городах, как и относительная численность городского населения, была низкой. Во многом это было связано с тем, что город не служил основной формой защиты от набегов, поскольку угроза агрессии, как правило, исходила от кочевников и была географически локализована. Поэтому защита от кочевников требовала скорее строительства заградительных сооружений (Великая китайская стена), чем городов-крепостей. Напротив, для жителей Европы угроза нападения исходила отовсюду, поэтому оптимальной формой защиты от агрессии оказывались именно городские стены. В результате город аккумулировал достаточно большое население, проживавшее на небольшой площади. Регулирование взаимодействия большого числа людей, не связанных родственными узами, потребовало определенных институтов, что и обусловило появление гильдий. 

Таким образом, зарождение индустриальной революции в Европе, а не в Азии было не случайным явлением – не просто результатом макроэкономических факторов (например, сочетанием высокой стоимости труда и обилия запасов угля в Англии), повлиявших на относительные цены факторов производства. Скорее это отражало длительную историю институционального развития этих регионов и, в частности, институтов, обеспечивавших передачу технологических знаний от одного поколения к другому.

В ряде эмпирических работ Мокир (здесь и здесь) и его соавторы подтверждают данный тезис, показывая, в частности, что развитие текстильной отрасли в Англии – главного локомотива первой волны индустриализации – было связано с наличием относительно большего числа высококвалифицированных специалистов, обладавших необходимыми знаниями для работы с технически сложным оборудованием (например, прядильной машиной Аркрайта). 

Прядильная машина Аркрайта (источник)

В то же время ни доступ к месторождениям угля, ни уровень заработной платы работников – факторы, подчеркиваемые в исследованиях других авторов, – не оказываются статистически значимыми. По существу, эти результаты указывают на ключевую роль высококвалифицированного труда как основного фактора индустриальной революции.
  

Выводы для эпохи ИИ

Исследования Мокира не ограничиваются выявлением причин индустриальной революции. Его ранние и высокоцитируемые работы посвящены Великому голоду в Ирландии (1845–1850). В исследовании, опубликованном в 1980-х гг., Мокир показывает, что голод стал прежде всего результатом экономической отсталости Ирландии – низких производительности труда и уровня накопления капитала. Это исследование примечательно тем, что автор использует строгую количественную методологию в традиции «новой экономической истории» – подхода, который в настоящее время стал мейнстримом среди экономических историков.

Ряд недавних работ Мокира поднимают вопрос о различиях политических систем Запада и Китая, фокусируясь на исторической роли институтов центральной власти в этих странах. В его исследованиях также рассматривается соотношение демократических ценностей и экономического развития. В частности, Мокир делает вывод, что этническое и культурное разнообразие как элементы современного демократического общества могут быть одновременно источником и препятствием для экономического развития.

В настоящее время прогресс в области искусственного интеллекта многими сравнивается с прорывными технологиями прошлого, обеспечившими радикальный рост производительности труда. Можем ли мы ожидать сопоставимых эффектов сегодня? Основной вывод Мокира и его соавторов состоит в том, что такой прорыв становится возможен благодаря не только науке, но и концентрации людей, обладающих предпринимательским и инженерным талантом, что делает возможной трансформацию знания в повсеместно работающие технологии.
   

Список исследований по теме:

Чиннирелла Ф., Хорнунг Э., Кошник Й. «Поток идей: экономические общества и рост полезных знаний» (2025). The Economic Journal

Де ла Круа Д., Допке М., Мокир Дж. «Кланы, гильдии и рынки: институт ученичества и рост в доиндустриальной экономике» (2018). The Quarterly Journal of Economics

Де ла Круа Д., Шебба Р., Занарделло Ч. «Flora, Cosmos, Salvatio: доиндустриальные академические институты и распространение идей» (2025). Working Paper. UCL – Université Catholique de Louvain

Келли М., Мокир Дж., О’Града К. «Механика промышленной революции» (2023). Journal of Political Economy

Мокир Дж. «Почему Ирландия голодала: количественная и аналитическая история ирландской экономики 1800–1850 гг.» (1985). HarperCollins Publishers

Мокир Дж. «Промышленная революция и Нидерланды: почему она там не произошла?» (2000). De Economist

Мокир Дж., Сарид А., Ван дер Беек К. «Колеса перемен: внедрение технологий, мельники и устойчивость британской индустриализации» (2022). The Economic Journal

Мокир Дж., Табеллини Г. «Социальные организации и политические институты: почему пути Китая и Европы разошлись» (2024). Economica

Мокир Дж. «Разнообразие, плюрализм и толерантность: корни экономического прогресса?» (2024). Capitalism and Democracy (в печати)

Сквиччарини М. П., Фойгтлендер Н. «Человеческий капитал и индустриализация: свидетельства эпохи Просвещения» (2015). The Quarterly Journal of Economics