Как направить карьеру в нужное русло: опыт выпускников РЭШ

01.08.2025

Совершить в нужный момент резкий поворот в карьере – часто именно это нужно, чтобы добиться успеха. О своем опыте радикальных перемен рассказывают герои подкаст-реалити «Карьерный алгоритм». Илья Усольцев сменил баскетбол на анализ данных – окончил магистратуру РЭШ и строит карьеру в бигтехе. Дарья Петрова пришла в экономику из физики, отучилась в РЭШ и сейчас разрабатывает стратегию для Школы «Летово». Они обсуждают, где искать работу мечты, как привлечь к себе внимание на рынке и «продать» свой опыт и какие нестандартные действия могут привести к успеху.

 

Определите свою цель

Путь к работе мечты намного проще, чем кажется, уверены гости «Карьерного алгоритма». Самая выигрышная стратегия – вести себя так, будто все дороги открыты, и не отказываться от возможностей, если они кажутся недоступными.

Участники подкаста дают универсальный совет: чтобы определить свою цель, собирайте больше информации самыми разными способами о рынке труда и потенциальных работодателях. Живое общение с представителями компаний – это лучший способ изучить их и реалистично оценить свои перспективы. Ярмарки вакансий и другие мероприятия компаний – одно из таких мест, где можно собрать необходимую информацию. Их посещение поможет оказаться в нужном месте в нужное время и использовать фактор удачи (о ее роли – в выпуске «Экономики на слух»).

Учитесь на чужом опыте, советуют гости выпуска. Чужие примеры, даже самые уникальные, помогут не только совершить более осознанный выбор, но и увидеть неочевидные возможности. А быть может, вдохновят на необычный карьерный путь. Общение с выпускниками вашего вуза – один из самых доступных и релевантных источников информации. Например, выпускники РЭШ много рассказывают о своем опыте в «Карьерном алгоритме».

Если вы планируете создать собственный бизнес, то источником вдохновения могут стать биографии предпринимателей, чьи проекты вас восхищают. Например, гости выпуска рекомендуют подкаст Acquired, где разбираются истории успеха известных компаний. 

Как упаковать неоднородный опыт 

Типичная ошибка резюме – просто описать в нем свой опыт: чем, когда и где вы занимались. Резюме должно рассказать о вас так, чтобы привлечь внимание. Как упаковка «продает» продукт, так и резюме должно «продавать» вас и ваш опыт, показывать, чего вы добились и на что способны, какими навыками и знаниями, необходимыми этому конкретному работодателю, обладаете. Подробнее о том, как составить резюме и сопроводительные письма, читайте в подготовленном РЭШ гиде. В нем пошаговая инструкция и рекомендации экспертов с самым разным опытом. 

Участники этого выпуска «Карьерного алгоритма» рекомендуют начать с короткого сопроводительного письма: оно должно четко объяснять, почему ваш опыт соответствует позиции, на которую вы претендуете. Сосредоточьтесь на том, как ваш путь привел вас именно к этой роли: избегайте лишнего, пишите по существу. Если вы претендуете на работу в конкретной компании, погрузитесь в ее культуру: изучите ценности, проекты, программы и адаптируйте резюме так, чтобы показать, как именно вы вписываетесь в ее картину мира. 

Если у вас был нестандартный профессиональный маршрут, опишите его как источник развития «мягких навыков» (софт-скиллов). Например, работа вне офиса – это не «перерыв в карьере», а тренировка многозадачности, самоорганизации и гибкости. 

 

Нестандартный путь к успеху

Иногда карьерный прорыв случается благодаря не идеальному плану, а смелым, нестандартным шагам. Те, кто выигрывает на старте, как правило, не боятся выходить за рамки общепринятых рекомендаций, писать незнакомым людям, заявлять о себе в неожиданных форматах и экспериментировать, даже когда не уверены в результате. Это не авантюризм, а проявление инициативы. Ниже – примеры таких смелых шагов и советов участников нашего подкаста.

  • «За спрос не бьют». Обращайтесь к экспертам напрямую, даже если кажется, что вам не ответят. Не уверены в выборе факультета? Напишите письмо с вопросами самым успешным выпускникам. Вы не потратите на это много времени, зато, быть может, получите уникальную информацию.

  • «Прямой путь самый короткий»Если вас интересует конкретная компания, пообщайтесь с выпускниками вашего вуза, которые в ней работают. Используйте для поиска контактов профессиональные соцсети, такие как LinkedIn (подробнее – в выпуске «Экономики на слух» с выпускницей РЭШ Надей Котовой, которая работает в LinkedIn). Практика показывает, что даже незнакомые люди с удовольствием делятся опытом, когда вас связывает общее место учебы.

  • «Смелость города берет». В выпуске подкаста Дарья Петрова поделилась историей о том, как она из бара в Сингапуре написала письмо владельцу многомиллиардного бизнеса – и получила работу. Ее совет: «Можно вообще все. В худшем случае вы услышите «нет». 

  • «Ошибкиэто двери к открытию». Не ждите идеального момента и не отказывайтесь от «соревнования» просто потому, что не уверены в победе, настоятельно рекомендуют участники подкаста. Каждая попытка – это навыки, нетворкинг и понимание своих слабых мест.

В поиске работы мечты процесс не менее важен, чем результат, – главный вывод подкаста. Каждая неудача – ступенька наверх, и пусть вам не удалось получить желаемую позицию, вы все равно получили опыт, который поможет в следующий раз продать себя с большей прибылью. Работа мечты начинается не с должности, а с искреннего интереса к тому, чем вы занимаетесь сегодня.