Цифровые активы: как они работают

20.11.2025

В недавнем выпуске «Экономика на слух» разбиралась в устройстве российского рынка цифровых финансовых активов (ЦФА). Как и почему он растет, какие возможности предоставляют ЦФА бизнесу и инвесторам и чем регулятор может помочь этому рынку, рассказывал Сергей Рябов, руководитель дирекции ЦФА ВТБ. А GURU рассказывает о самом интересном в этом выпуске.

Екатерина Кравченко 

 

Рынок ЦФА: краткий экскурс 

В российском правовом поле ЦФА появились около пяти лет назад, когда летом 2020 г. был принят закон о ЦФА. В 2021 г., когда закон вступил в силу, началась разработка платформ для работы с цифровыми активами, а пилотный выпуск ЦФА состоялся в 2022 г. Уже в следующем году рынок достиг 60 млрд руб., появились крупные выпуски таких заемщиков, как РЖД, отмечает Сергей Рябов, а на рубеже 2024–2025 гг. рынок вышел на плато продуктивности, т. е. перешел к стабильному росту. 

По данным ЦБ, спрос на ЦФА в 2025 г. устойчиво рос. Скачок спроса был зафиксирован во II квартале, когда рынок превысил 514 млрд руб., увеличившись сразу на 86% по сравнению с началом года. Среди выпусков преобладали рублевые долговые ЦФА с фиксированной доходностью и небольшим сроком обращения. ЦФА – это вообще про короткую ликвидность, когда нужно быстро привлечь деньги на небольшой срок, минуя непростые процедуры банковского кредита или размещения долговых бумаг, замечает Рябов.

Минфин ждет, что по итогам 2025 г. сегмент ЦФА перешагнет отметку 1 трлн руб. Но есть вероятность, что результат 2025 г. будет и выше – 1,5 трлн руб., прогнозирует Рябов, оговариваясь, что часть сделок остается непубличной. 

 

Структура рынка 

Главными эмитентами на рынке ЦФА выступают банки и другие финансовые институты, что, как считает Рябов, связано со спецификой налогообложения прибыли при работе с этими инструментами. По данным ЦБ за II квартал, 44,5% размещений на платформах операторов информационных систем приходилось на банки, 23% – на финтех-компании, 21,5% – на платформы биржевой инфраструктуры. По объему в обращении преобладают выпуски эмитентов с рейтингами ААА и АА, а основные эмитенты – банки. 

Решение вопроса с налоговой базой – то, без чего рынку сложно дышать, отмечает Рябов. Это позволит растить качественно новый рынок с финансовыми продуктами, отличающимися от традиционных займов и облигаций, что даст возможность двигаться в сторону токенизации активов реального мира. По прогнозам Рябова, корректировка налогообложения прибыли может привести к притоку корпоративных эмитентов и инвесторов и позволит увеличить рынок до 4–5 трлн руб. в 2026 г. и до 6–7 трлн руб. в 2027 г. Со временем на российском рынке ЦФА появятся инструменты краткосрочной и долгосрочной ликвидности, придет массовый инвестор, квалифицированные же инвесторы скорее будут работать в сегменте клубных историй или нестандартных инвестиций, считает Рябов. 

 

Конкуренты или дополнение? 

ЦФА дополняют рынок финансирования и напрямую не конкурируют с другими инструментами, в частности с рынком облигаций. Эти рынки находятся в разных весовых категориях, сравнивает Рябов: все равно что ожидать, что боксер-легковес выиграет чемпионский титул среди супертяжеловесов. Если компании нужно занять 10 млрд руб. на пять лет, целесообразно выходить на рынок облигаций, ликвидность которого намного выше, чем в сегменте ЦФА. Если компания не готова размещать облигации или ей интересен более короткий срок займа, более высокая скорость либо гибкость выпуска, целесообразно использовать рынок ЦФА, рассказывает он. 

Средняя сумма выпуска ЦФА сейчас составляет 500 млн руб., срок – 6–9 месяцев. Выход на рынок ЦФА при первичном размещении может занять всего от двух недель, для вторичного размещения – от одного дня. Хороший заемщик способен собрать книгу заявок на 1 млрд руб. сроком на 3–6 месяцев за 15–20 минут, приводит пример Рябов. Эмиссионная документация, в которой содержатся данные об эмитенте, платформе, сумме выпуска, доходности, стоимости ЦФА при выпуске и погашении, также является более простой для восприятия и занимает, как правило, около 4–5 страниц – ее можно прочитать за 15 минут, чтобы оценить привлекательность вложений. Альтернатив ЦФА на рынке публичных заимствований в сегменте со сроком до двух лет, по словам Рябова, фактически нет. 

Для инвесторов важным фактором является то, что за выполнение обязательств, зафиксированных в ЦФА, по российскому законодательству несет ответственность эмитент в отличие от криптовалют, что дает возможность защищать интересы в судебном порядке. 

Кроме того, ЦФА предоставляют возможности, которые отсутствуют на традиционных рынках: например, позволяют привлекать средства в привязке к товару или услуге, к биржевым индексам, стоимости акций, недвижимости, нефтепродуктов, зерна. Есть выпуски ЦФА даже на товары, продаваемые в магазинах, например на коллекционное вино. 

Подпишитесь на рассылку «Экономика для всех», чтобы еженедельно получать свежие материалы по экономике и финансам

 

Эмоциональный актив 

Отличие рынка ЦФА состоит в том, что эмитенты стараются выходить с конкретными проектами и этот рынок понятнее инвесторам, чем прочие, считает Рябов. Эмитенты в сегменте ЦФА, как правило, предоставляют инвесторам дополнительные преимущества. Например, производитель может дать скидку на одежду, которую шьет, т. е. связка инвестора и эмитента является более эмоциональной, чем на традиционном рынке ценных бумаг, поэтому инвесторы могут не только выбирать актив по процентной ставке, условиям и эмитенту, но и учесть преимущества, которые дает его приобретение. Инвестор может «проникнуться» конкретным проектом даже при более низкой доходности, говорит Рябов.

В развитии рынка ЦФА сейчас заинтересованы и инвесторы, и эмитенты, и регулятор, указывает Рябов. Операторы информационных систем совместно с регулятором работают над снятием ограничений для неквалифицированных инвесторов, чтобы они могли инвестировать не только в фиксированные инструменты, но и в инструменты с доходностью, привязанной к ключевой ставке и рыночным индикаторам. Чем сильнее сближается понимание рынка инвесторами и эмитентами, тем больше в этом сегменте может появиться ликвидности, прогнозирует Рябов. В числе факторов, ограничивающих спрос на ЦФА со стороны неквалифицированных инвесторов (физических лиц), он называет годовой лимит на покупку в размере 600 000 руб. Сумма слишком мала, но, даже если сделать этот лимит возобновляемым, это будет шагом вперед, отметил Рябов.