Нерациональное поведение: как его видят экономисты

10.03.2022

В центре внимания экономической науки долгое время был так называемый homo economicus – рациональный экономический агент. Классическая экономическая теория предполагает, что люди всегда ведут себя рационально, то есть, принимая любое решение, максимизируют свою полезность вне зависимости от обстоятельств. Разумеется, это огрубленное представление, которое упрощает анализ. Так, в экономических моделях центральных банков, на основе которых принимаются и решения о монетарной политике, также заложены представления об идеальной рациональности каждого из жителей страны. В реальности люди крайне редко оценивают ожидаемую полезность того или иного действия и очень далеки от homo economicus. Так какое же поведение экономисты считают «нерациональным» и как преодолевать его негативные последствия? 

Под нерациональностью экономического агента классическая экономическая теория подразумевает такие действия, которые не позволяют агенту получить максимальную полезность. Поведенческие исследования объясняют нерациональность людей разнообразными когнитивными ограничениями и искажениями. Например, если бы вы покупали пакет молока как рациональный экономический агент, то вам бы пришлось проанализировать все доступные в вашем городе предложения, сопоставить цены и качество, оценить ваши логистические издержки и т.д. В действительности у людей нет на это ни когнитивных, ни временных ресурсов: для принятия решения мы прибегаем к разнообразным эвристическим приемам. Например, можно выбрать самый популярный бренд молока, о котором рассказывали друзья и родственники – это техника «присоединения к большинству». 

Классики поведенческой экономики, например, нобелевские лауреаты Даниэль Канеман и Ричард Талер, показали, что «нерациональность» не стихийна и даже, как выразился Дэн Ариели в названии своей знаменитой книги, предсказуема – как раз в силу наиболее распространенных когнитивных искажений. Например, в силу природы психики людям свойственна склонность искать подтверждение уже имеющейся у них точке зрения (confirmation bias) и, как следствие, отбирать из вновь поступающей информации только ту, что соответствует их представлениям о действительности.

Нерациональность и когнитивные ограничения необходимо учитывать не только самим людям при принятии решений, но и правительствам, и компаниям. Так называемая ошибка планирования (недооценка времени и ресурсов, которые могут потребоваться на решение той или иной задачи) свойственна не только тем, кто начинает ремонт в квартире, но и большим строительным проектам. Центральным банкам необходимо учитывать нерациональное поведение при осуществлении монетарной политики, ведь инфляционные ожидания складываются под влиянием все тех же когнитивных искажений.Так, люди формируют свои представления о будущем, преимущественно основываясь на прошлом субъективном опыте, поэтому те, кто пережил периоды стремительного роста цен, будут придерживаться ожиданий повышенной инфляции на будущее. Нерациональное поведение инвесторов невозможно не учитывать и при регулировании финансовых рынков. Кроме того, нерациональность в потребительском поведении – важный фактор для маркетологов.

Нерациональность можно преодолевать не только на личном уровне, отдавая себе отчёт в собственных когнитивных искажениях. Благодаря расцвету поведенческих исследований, техники «подталкивания» (nudge) стали все активнее использовать правительства разных стран мира, а также компании в менеджменте.

 

Подготовила Маргарита Лютова