Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Как выглядит карьерный путь экономиста-исследователя, как он меняется и насколько оптимально устроен рынок науки? Этим вопросам был посвящен первый из Просветительских дней, проведенных РЭШ в середине декабря. В прямом эфире «Экономики на слух» встретились три выпускника РЭШ: научный руководитель РЭШ и профессор Университета Помпеу Фабра Рубен Ениколопов, профессор Массачусетского технологического института Анна Микушева и Анна Щеткина, которая учится на PhD-программе Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете. Они делятся советами, как выбирать университет, рассказывают о внутренней кухне науки, обсуждают стимулы для ученых на пути к статусу пожизненного профессора и после его получения, а еще свободу слова и академических исследований. Ведущий – Филипп Стеркин. Просветительские дни посвящены памяти основателя РЭШ Гура Офера.
Таймкоды:
3:09 – Два глобальных тренда в экономической науке последних 5–10 лет
5:03 – Наука использует все больше данных
6:26 – Раньше можно было стать профессором, занимаясь не самыми сложными исследованиями. Какие сейчас нужны навыки?
7:08 – Как выглядит путь экономиста в науке, и что меняется на этом пути
10:18 – Вся жизнь растянулась. Люди позже женятся, позже заводят детей, позже выходят на пенсию. Мы дольше живем, мы лучше живем
11:26 – Звучит немножко страшно, конечно. Когда же ученому заводить детей?
13:43 – Рубен: я много чего попробовал и совершенно осознанно сделал выбор в пользу экономики. И знания, которые я получил и как физик, и за недолгую карьеру начинающего психолога, мне очень сильно пригодились
15:04 – Можно ли заниматься наукой не в университете, а в корпорации?
17:47 – У пожизненных профессоров появилась возможность уходить на год-два в технологичные компании
18:41 – Лайфхаки выбора университета для обучения на программе PhD
19:26 – То, что Гарвард – хороший университет, и без рейтинга понятно. Сложнее понять, что за университет во второй десятке
21:34 – Экономика как наука очень иерархична. Звездного профессора можно найти во множестве университетов. Но что действительно отличает сильные университеты – это сильные студенты
24:57 – Рубен: я не осознавал, когда учился на PhD, насколько важно общаться с людьми
25:43 – Что можно сказать про американские и мировые рейтинги университетов
28:36 – Если вас берут в топ-5 университетов, не надо думать. Сложнее выбор между университетами из следующих эшелонов
30:11 – Нужно всегда слегка скептически относиться к своим текущим интересам. Они могут поменяться
32:46 – Есть хороший способ понять, насколько сильная кооперация в университете
33:19 – Можно ли относиться к исследованиям, как к обычной работе с 9 до 17?
38:08 – Не тормозит ли продвижение молодых ученых система пожизненных профессоров?
39:46 – «Их выкупают»: пожизненным профессорам, которые уже не занимаются исследованиями, но занимают место, предлагают деньги за уход
40:32 – Это экономика: выбираем лучшее из возможного. У института пожизненного профессора больше плюсов, чем минусов
44:56 – Анна М.: каждый из нас все равно считает, что ему дали пожизненную позицию случайно, по ошибке, и в какой-то момент они поймут, что я не настолько хорош
46:42 – Как создать систему стимулов для ученого-экономиста? И чем приходится жертвовать ради повышения шансов на публикацию статьи в ведущем журнале?
49:40 – В экономике меньше зависимость от суперзвездных ученых? Почему и как с этим связаны бюджеты на исследования
51:07 – Могут ли тему исследования признать неполиткорректной
53:48 – Вопрос не в том, исследовать или не исследовать, а в том, как исследовать и насколько аккуратным нужно быть, если вдруг результат исследования не соответствует ожиданиям общества
57:14 – Анна М.: преподаватели моего университета обсуждают заявление о свободе слова, чтобы не было ограничений тем (за редким исключением), которые можно обсуждать в кампусе
59:11 – Стоит ли гадать, какие направления в экономике будут наиболее востребованы в ближайшие годы, и пытаться подстроиться
1:02:26 – Когда кризис прошел, уже поздно начинать этим заниматься
1:04:03 – Насколько россиянам стало сложнее поступить в зарубежный университет
1:10:59 – Вот уж что-что, а добавить математики можно в любую область экономики!