Человеческий капитал: как образование и здоровье влияют на производительность

02.02.2022

Множество экономических терминов и понятий, сформулированных экономистами, употребляются не только в экономических исследованиях, а некоторые и вовсе уже живут своей жизнью – в заголовках СМИ, речах политиков и даже мемах. В рубрике «GURU.Словарь» мы разбираемся, как появились и что на самом деле означают важнейшие понятия современной экономики.

 

Человеческий капитал – одна из важнейших тем на повестке современной экономической политики. Инвестировать в него призывают и академические экономисты, и международные организации, и общественные движения. Но что именно имеется в виду? Еще Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатств народов» относил к основному капиталу «приобретенные и полезные способности» членов общества. В процессе приобретения таких способностей приходится нести издержки, то есть капитал остается заключенным в личности, писал Смит: «Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит». Впрочем, непосредственно термин «человеческий капитал» Смит еще не упоминал, а по мере развития этого понятия он стал трактоваться более широко. 

Автором термина «человеческий капитал» в современном понимании принято считать Джейкоба Минцера, одного из основателей экономики труда. Широкое распространение понятия «человеческий капитал» в академических исследованиях начинается после публикации в 1958 г. работы Минцера «Человеческий капитал и распределение доходов среди индивидов», в которой он по сути задается вопросом о причинах доходного неравенства и изучает роль образования и опыта. Используя и эмпирические данные, он показывает, что трудовой доход человека зависит от количества лет обучения и накопления опыта (знаменитое уравнение Минцера). Теодор Шульц также исследует проблему человеческого капитала и сосредотачивает внимание на роли образования в повышении производительности труда. В 1964 г. выходит книга Гэри Беккера, лауреата Нобелевской премии 1992 г., коллеги Шульца по Чикагскому университету, «Человеческий капитал». В ней Беккер сформулировал теорию человеческого капитала, ставшую основой для множества дальнейших исследований. 

Беккер показал, что принимая решение о том, чтобы потратить деньги на образование детей, люди, действуя рационально, сравнивают отдачу от таких инвестиций с иными формами вложений (например, банковскими депозитами или ценными бумагами). К тому же Беккер рассчитал такую норму отдачи от образования, сравнив заработки в течение жизни у тех граждан США, кто получил высшее образование, с теми, кто предпочел не идти в колледж. Именно благодаря работам Беккера и дальнейшим исследованиям в области человеческого капитала сложилось кажущееся сегодня очевидным представление о том, что инвестиции в образование с точки зрения государства – не менее значимый источник экономического роста как, например, инвестиции в основной капитал.

В современном понимании человеческий капитал включает в себя не только знания, навыки и опыт, но и здоровье. Так, с 2018 года Всемирный банк составляет Индекс человеческого капитала, который рассчитывается для каждой страны. Значение индекса показывает, насколько продуктивным работником может быть родившийся сегодня в той или иной стране человек с учетом доступного ему образования и здравоохранения. При расчетах оцениваются разнообразные показатели: смертность детей до 5 лет, охват школьным образованием, результаты программ тестирования школьников по международным методикам, доля 15-летних, доживающих до 60 лет и доля детей до 5 лет с заболеваниями, которые могут сказаться на их здоровье и благосостоянии на протяжении всей жизни. Индекс может служить ориентиром для правительств при разработке социально-экономической политики, потому что наглядно показывает, какими могут быть долгосрочные потери экономики при недостаточных инвестициях в человеческий капитал, писала бывший главный экономист Всемирного банка Пинелопи Голдберг. 

Так, индекс измеряется по шкале от 0 до 1, где 1 – это максимум, то есть ситуация, в которой 100% детей выживают и не имеют серьезных проблем со здоровьем и к 18 годам пройдут 14 лет обучения (это и школа, и детский сад). То есть если значение индекса для страны составило 0,5, это означает, что будущий уровень производительности у ребенка, родившегося в ней сегодня, будет на 50% ниже потенциала – то есть ниже того уровня, которого он мог бы достичь с полноценным здоровьем и школьным образованием. Значение индекса варьируется от 0,4 в среднем по Африке южнее Сахары до 0,75 в Северной Америке. Максимальное значение по итогам 2020 года было в Сингапуре, где индекс человеческого капитала составлял 0,88. Значение для России – 0,68.

 

Подготовила Маргарита Лютова